Строение буквы. Классификация гарнитур
Сегодня на теоретической части я расскажу, из чего состоит буква, что входит в шрифтовой файл и на какие классы разделяются гарнитуры. А на практике — где искать шрифты и как формировать базу для работы с ними с своих проектах.
Начнем с теории — строение буквы
Ссылка на презентацию


Таймкод к видео:

0:14 Строение буквы
02:24 Типы засечек
03:29 Свисания
03:50 Ловушка для чернил
04:44 Аппертура
05:35 Динамика, статика
06:30 Прописные, строчные, капитель
07:17 Цифры
07:56 Начертания
09:46 Шрифт или гарнитура?
10:56 Шрифтовой файл



Классификация гарнитур
Ссылка на презентацию


Таймкод к видео:

0:05 Классификация гарнитур
01:34 Антиква
02:11 Антиква старого стиля
03:30 Переходная антиква
04:49 Антиква нового стиля
05:52 Антиква с обратным контрастом
06:48 Брусковая антиква
08:05 Латинская антиква
08:33 Гротеск
09:18 Старые гротески
10:08 Геометрические гротески
11:17 Гуманистические гротески
11:45 Новые гротески
13:24 Акцидентные гарнитуры
15:13 Декоративные гарнитуры
17:00 Текстовые гарнитуры


... и переходим к практике
Сначала небольшой экскурс в Фигму и по настройкам элемента Текст. Фигму можно скачать с официального сайта figma.com. Можно использовать и веб-версию, но в этом случае понадобится дополнительный установщик для работы со шрифтами, которые установлены тебе на комп. В десктоп-версии будут отображаться все шрифты, которые у тебя установлены. Плюс подтянутся шрифты из Google Fonts.
Где искать шрифты и как формировать свою базу шрифтов
На практической части я покажу, где искать шрифты и как я их ищу и подбираю. Подбор шрифтов я делаю не во время работы над проектом, а до него. Это регулярная работа, которая позволяет подойти к проекту уже с базой крутых шрифтов. И упрощает подбор шрифта к конкретному проекту.
Лицензии на шрифты
Ссылка на презентацию


Таймкод к видео:

01:14 Виды лицензий
01:37 Desktop
03:04 Webfont
04:50 App
05:04 Digital Ads, ePub, Logo, Server

Держи ссылки на ресурсы, про которые сегодня говорил :

fonts.google.com (большая база шрифтов, которые можно использовать для коммерческих целей)
behance.net (можно найти множество крутых шрифтов по запросу «font»)
awwwards.com (крупнейший каталог крутых трендовых сайтов)

Расширение для браузера Google Chrome, которое анализирует шрифты на сайтах — FontFaceNinja

Расширение для браузера Opera — Font Finder

myfonts.com — крупнейшая площадка для поиска и покупки шрифтов (есть бесплатные версии)

Независимые агентства, у которых можно купить шрифты:

type.today
paratype.com
pangrampangram.com
https://pixelsurplus.com/collections/bundles площадка, где можно купить наборы гарнитур со скидкой
Задание
1. Сделать в Фигме файл, в котором будет формироваться база твоих шрифтов

2. Добавить в него по 3 гарнитуры каждого типа: антиквы, брусковые, гротески. Посмотри, какие из них подойдут для наборного текста, а какие — для заголовков и крупных надписей. Обрати внимание, что входит в состав шрифта — какие знаки и символы включает в себя шрифт.

Ты можешь добавить и больше 3 гарнитур в эту базу. А также можешь в нее включить те гарнитуры, которые уже стоят у тебя на компе и используются в проектах :)

Домашку отправляй с помощью формы ниже  (у кого участие с разборами) — там же показал в видосе, как отправлять задания на проверку

Задача этой работы — научится понимать типы гарнитур, из чего состоят буквы (это понадобится дальше), какие подходят только для заголовков, а какие — только для текста.
Форма для отправки заданий
Как отправлять задания на проверку

* С 21 апреля в Фигме на бесплатной версии пропал режим правки can edit. Поэтому при выкладке работ ставим режим can view.
Если ты участвуешь с обратной связью, через эту форму отправляй домашку на проверку
Вопросы ребят прошлых потоков
Перед тем, как задать вопрос, прочти эти вопросы и ответы, вдруг ответ на твой вопрос там уже есть :)
вопрос:
1. Брусковая может быть только антиква? с брусковыми засечками или гротеск тоже есть брусковый?

2. Правильно ли я поняла, что антиква может быть наборным текстом в том случае, если она с динамичным наклоном? т.е. это проще считывается глазом. В остальных случаях ее лучше для заголовков и каких то коротких значимых фраз, цитат?

3. В чем разница display гарнитур от антиквы (serif) - сейчас это моя самая большая проблема - очень сильно путаюсь в этом.. Сюда же относятся шрифты Декоративные..
Я так поняла для себя, что антиква может быть в наборном тексте, Display(Акцидентные) только в заголовках или в текстах, которые не нужно читать, Декоративные вообще как визуальный элемент и трудно читается даже в заголовках. Правильно ли я классифицировала?

4. Моноширинный шрифт - это все гарнитуры с приставкой MONO в названии верно? и где их чаще используют? с какой целью они созданы? По логике я могу сделать любой шрифт моноширинным если сделаю разрядку?
ответ
1. Брусок — это вид засечки. Когда появилась потребность в гарнитурах, которые будут выделяться, которыми можно делать заголовки, появились брусковые и дальше это стало отдельным классом. То есть это вариант антиквы, но с засечками, которые рубленные и по ширине равны основному или соединительному штриху

2. Первое, на что нужно обратить внимание — это контраст штрихов. Если сильный контраст, как у антиквы нового стиля, то наборный текст читаться будет плохо. Слабый контраст, как у старой и переходной антиквы, подходит для наборного текста в книгах. Для наборного текста сайтов лучше использовать гарнитуры без контраста между штрихами, то есть гротески.

Вывод текста на экране и на бумаге несколько отличается, поэтому для книг нормально слабый контраст, для сайтов лучше без контраста.

Для цитат, каких-то фраз можно брать и антикву с высоким контрастом штрихов, но тогда это фразы не должны быть мелкими. Когда у штрихов высокий контраст, в мелком кегле такой текст превращается в заборчик из вертикальных палочек (тонкий соединительный штрих теряется). Вот поэтому кегль должен быть побольше, чтоб надпись различалась.

3. Антиква (serif) также может быть и акцидентной (display). Акцидентная гарнитура — это вариант гарнитуры для заголовков или крупных частей текста, то есть наборный текст ей не сделаешь.

Декоративные могут быть как для заголовков, так и для мелких надписей (например, рукописные гарнитуры — для подписей). В декоративных просто больше всяких декоративных элементов, и декоративный шрифт уже вряд ли подойдет для цитат или каких-то надписей, которые хочешь выделить, в отличие от акцидентного.

4. у моноширинных все знаки (вернее, кегельные площадки знаков) имеют одинаковую ширину. Если ты сделаешь разрядку, по факту ты увеличишь расстояния между кегельными площадками, но ширины останутся те же.

Используются, например, в наборном тексте, когда нужна имитация пишущей машинки. Или, например, в стиле Брутализм используются моноширинные гарнитуры. Они непропорциональные, грубые, но для брутализма самое то. Или если тебе нужна гарнитура с одинаковой шириной знаков — например, ты хочешь буквы в крупном кегле закомпоновать между собой, чтоб они были выровнены друг относительно друга по ширинеIn the context of social invitations, RSVP is a request for a response from the invited person or people. It is an initialism derived from the French phrase Répondez s'il vous plaît, literally "Reply if you please" or "Please reply".
вопрос:
Запутался с треуголными засечками. В других источниках сказано, что это гуманистический шрифт, где-то - ничего вообще не сказано. В презентации есть пример треугольных засечек и есть отдельно пример гуманистических гротесков (с ремаркой, что они базируются на антикве старого стиля). Вот шрифт QT Optimum. Напоминает антикву, но засечки треугольные. Как его верно классифицировать? Или это какой-то плагиат с Optima или Optima nova, и тогда это гуманистический гротеск?

ответ
Это больше похоже на гумгротеск. Они получились из старых антикв, как раз эти расширения в виде засечек оттуда. Есть что-то среднее между антиквами и гротесками, с маленькими засечками или засечками с одной стороны.

До переименования гарнитура Optima называлась Opium New. Вики пишет что это гумгротеск, в книге про буквы "От А до Я", Гордон классифицирует гарнитуру как Ленточная антиква, вместе с такими гарнитурами как Peignot Demi и Telingater Display.

вопрос:
Как быть, если на первом этапе нравятся буквально каждый второй (на бихансе), но пока нет прямого понимания где и как использовать и мне кажется что там шрифты в основном какого то фестивального уровня, т.к. для обычных среднестатических проектов не очень подходят.. все равно добавлять к себе? есть ли смысл? я просто даже не знаю буду ли потом работать с такими.. playfair как то привычнее, и она на тильде есть уже 

я конечно понимаю, что такая библиотека - это личное дело каждого, мне понравился очень метод, особенно с мастер компонентом (для меня это новинка), но я просто боюсь, что начну делать и не пригодится такое
ответ
Вопрос в том — хочешь ли ты делать проекты фестивального уровня или нет. Твои клиенты — это отражение твоего портфолио. Если хочешь коммерческие необычные проекты, то надо и уровень портфолио повышать. Например, делает интересные концепты для портфолио, с нестандартными сетками и типографикой.

Если тебе нравится каждый второй — это нормально) Там реально много крутейших гарнитур. Ты можешь сузить поиск, чтоб каждый второй не добавлять. Например, искать среди них те, у которых поддержка кириллицы.

Если стоит вопрос «где это все использовать?» — задайся им при анализе шрифта. Под какую тематику подойдет тот или иной шрифт? Мы будет об этом еще подробно говорить, но я думаю сейчас у тебя общее понимание тоже есть. Плюс при презентации гарнитуры на Бехансе ее дополняют тематическими картинками — можно подсмотреть один из вариантов тематик там.

Смысл задания не просто чтоб набрать шрифтов. А чтоб их проанализировать — куда бы они пошли, для каких проектов сгодились и почему. У меня бывает так, что вижу гарнитуру какую-то и хочу ее в проекте, просто куда-нибудь попробовать. Думаю, куда бы она подошла, перебираю варианты, анализирую. Нахожу пару-тройку вариантов и пробую, не дожидаясь коммерческих проектов (делаю концепт, например, или просто накидываю первый экран).

Так в портфолио попадают проекты, которые в первую очередь тебе нравятся, от которых Ты кайфуешь. И глядя на эти проекты, начинают появляться клиенты с аналогичными запросами.
вопрос:
Вопрос про шрифты с behance: насколько они пригодны для полиграфии, можно ли их использовать в качестве наборных, не попортятся на выводе? Можно конечно в кривые перед печатью переводить, но это не всегда удобно.
ответ
Яне работаю с полиграфией, но думаю, что с ними в этом плане порядок. Потому что многие дизайнеры на бехансе — графдизайнеры, и с полиграфией работают.
вопрос:
Сделала компоненты. Меняю или пишу слово в главном компоненте - дочерние компоненты оказываются таким же шрифтом.
Не поняла порядок. Делаем главный компонент, как только закончила карточку со шрифтом, делаю дочерний туда, правильно?
Или надо сначала сделать все карточки, а потом по ним дочерние компоненты распихивать?
ответ:
Порядок создания фреймов со шрифтами значения не имеет. Делаешь главный компонент, копируешь и делаешь дочерний. Дважды кликаешь по нему — тогда создается вложенный слой, у которого ты сможешь менять гарнитуру. То есть от мастер-компонента будет передаваться только содержание — измененный текст
телеграм курса
Мои контакты
Made on
Tilda